Дело 1937. Слабая попытка рецензии...

Ссылка на первоисточник

    Как часто мы произносим слово «дело»? И что оно означает в зависимости от ситуации? Дела… делишки… «не ваше дело…», а бывает и «не ваше собачье дело…», «как дела? дела у прокурора…» В зависимости от обстоятельств, это слово может иметь массу значений и смыслов. С недавних пор у меня появилась ещё одна ассоциация со словом «дело»: аудиоспектакль «Дело № 1937». Это аудиоспектакль, поставленный Марией Величкиной, написавшей пьесу с одноимённым названием по роману Н. Нарокова «Мнимые величины».

Программка аудиоспектакля Дело № 1937

    Аудиоспектакль прямой наследник радиоспектаклей эпохи СССР и ближайший родственник аудиокниги, приобретающей популярность сегодня. Аудиокниги становятся всё популярнее, особенно среди людей, у которых нет времени читать, а таких становится всё больше и больше, она удобна тем, что её можно слушать в машине или плеере. Но аудиоспектакль лучше, потому, что это не просто выразительное чтение текста, это именно игра, и в первую очередь это игра голосом – единственным, что может задействовать актер в этом случае.

   В постановке «Дела 1937» приняли участие известные актёры, многих из них мы часто видим на экранах. Для Александра Балуева, Андрея Панина и Владислава Котлярского участие в постановке такого формата стало первым опытом, но это тот самый редкий случай, когда первый блин оказался не комом. Создателям удалось выполнить главную задачу – помочь слушателю именно увидеть происходящее. Это действительно как кино, потому что когда слушаешь – то видишь все, что происходит: комнату для допросов, обстановку, стакан в подстаканнике, в который налит очень крепкий черный сладкий чай, Любкин (Балуев) сидит на диване с хмурым выражением лица, Супрунов (Котлярский) за столом, бесстрастно листая дело, вводят Варискина (Баринов)…

    Совершенно потрясающая работа проделана Александром Феклистовым. Он читает текст от автора. Авторский текст в аудиоспектакле – это и декорации, и костюмы, и ландшафт – актёр, читающий авторский текст, как художник, рисует для нас картину, только вместо холста и кисти у него, так же как и у актёров, исполняющих роли, есть только его голос. Александру Васильевичу удалось нарисовать великолепную картину. Как Ефим Копелян в «17 мгновениях весны» смог стать внутренним миром Штирлица, так Александр Феклистов в «Деле № 1937» смог стать глазами для слушающего зрителя, глазам, видящими комнату Евлалии Григорьевны в коммунальной квартире и комнатушки Софьи Дмитриевны там же, квартиру Елены Дмитриевны и кабинет Любкина…

    Сюжет спектакля совсем не нов, а скорее уже обычен, много на тему репрессий написано, снято, сыграно. Однако впервые тема 1937 года отражена таким образом – как взгляд изнутри на события нашей истории, через жизнь начальника областного НКВД. История показана не со стороны жертв террора, а со стороны тех, кто этот террор осуществлял.

    Ощутить общую атмосферу происходящего в пьесе зрителю, прошу прощения, слушателю помогает музыка. Впервые для музыкального оформления аудиоспектакля был использован уникальный музыкальный инструмент – терменвокс. Музыку к спектаклю написала Олеся Ростовская. Эта музыка просто гениальна! Вообще, музыкальное сопровождение спектакля «Дело № 1937» – это тема для отдельной статьи. Невозможно в нескольких предложениях передать те чувства, которые возникают, когда слушаешь её. Она похожа на занудливый дождик и на завывание осеннего ветра безлунной ночью на чердаке старого дома, в ней слышится перестук колес поезда и тихие настороженные шаги убийцы за дверью, она вызывает чувство тревоги и нервное напряжение, переходящее в панический парализующий страх…

    Тяжелый это очень вопрос для нашей страны. Казалось бы, нет уже того государства, в котором все это случилось, практически не осталось живых людей, которые в этом участвовали. Но все равно продолжает болеть... Болит у потомков тех, кто арестовывал, пытал и расстреливал, и у потомков тех, кого арестовывали, пытали и расстреливали. Я – потомок вторых. У моей семьи вообще нелады с властями. В XIX веке – в движении декабристов активное участие приняли, в XX в белой армии воевали, и сейчас в оппозиции.

    Я историк и по образованию и по призванию. Изучать историю мне довелось в 90-е, когда не было ещё интернета, поэтому делала я это по архивным документам, по первоисточникам, сидя в библиотеках и архивах. Оригиналы многих документов 30-х годов ХХ века, тексты которых сегодня выложены во всемирной паутине, и поэтому вызывают у многих сомнения в подлинности, я держала в руках и, поэтому, у меня нет сомнений в их достоверности. Репрессии в ХХ веке не были явлением только нашей истории, подобное случилось в Германии, в Испании, в Чили… перечислять можно долго. Казалось бы: всё ясно и понятно: репрессии признаны недопустимым способом борьбы с оппозицией, они осуждены и не должны повториться. И на первый взгляд понятны слова тех, кто говорит о том, что хватит уже обсуждать эту тему, надо искать другие сюжеты и других героев. НО…… уже в XXI веке в России, в стране, которая не просто пострадала от этого явления, а, по мнению многих учёных, потерпела гуманитарную катастрофу, всё громче стали звучать голоса тех, кто считает, что тогда все было правильно, что так и надо было поступать, что благодаря репрессиям Советский Союз стал мощной индустриальной державой, выиграл войну с фашистской Германией. Начали всё громче звучать оправдания в адрес Сталина и Берии, дескать, преступников сажали, так им и надо, а если кто и попал случайно, по доносам, так ведь не сам же Сталин эти доносы писал… Да, Сталин доносы не писал, и Берия тоже этого не делал, доносы на своих коллег, друзей и соседей писали рядовые граждане, а Сталин, Берия и иже с ними эти доносы поощряли, создавали все условия для того, чтобы они множились… Почему то те, кто пытается таким образом оправдать руководителей советского государства, не хотят дать себе труд задуматься, а почему люди начали это делать? Ведь такого явления в таких масштабах не было со времен Ивана Грозного, в эпоху царствования которого наша страна уже пережила нечто подобное. В отличие от многих марксистов, я читала труды Ленина и Сталина и поэтому со всей ответственностью могу написать: вся эта система была построена и организована вполне осознанно и целенаправленно. Есть у меня и ещё один вопрос к тем, что защищает эту компанию: почему во всех странах мира уголовный кодекс предусматривает для заказчика преступления более строгую кару, чем для исполнителя?

    Для меня всё более очевидным становится то, что чем больше об этой проблеме говорят в СМИ, тем более противоположную реакцию это вызывает, прежде всего, у молодых людей. Молодёжь все активнее начинает выступать в качества адвоката дьявола. Почему? Сложно сразу сказать. Может быть, это работает историческое время, которое по каким-то неведомым нам законам расставляет исторических персонажей по определённым местам. По этим законам князь Андрей Курбский сегодня считается диссидентом и почти героем, хотя он изменил присяге и, сбежав в Литву, не просто поселился там и начал писать труды по православию, а стал полководцем и воевал против России – своей родины. Такими темпами мы дойдём до того, что и генерала Власова оправдаем. А может быть, просто возник такой разрыв между поколениями, что молодёжь просто не воспринимает информацию, которая подаётся старыми методами и поэтому она вызывает отторжение и обратную реакцию. Но тогда надо просто найти новые формы общения с новым зрителем и возможно аудиоспектакль и сможет стать такой формой, сможет найти и произнести те слова, которые дойдут до души и сознания молодых людей, потерявшихся в море информации и войне идеологий, которая развернулась сегодня.

    «Дело № 1937» стал для меня открытием. Он потрясающе многослоен! Уже хорошо зная авторский текст, диалоги героев, я все равно всякий раз открываю для себя что-нибудь новое, что-то, чего я не заметила в предыдущий раз. И не раз ещё, наверное, я обращусь к этой теме. Я даже на компьютере завела отдельную папку, которую назвала просто «Дело».

   Дело на «Дело № 1937»…

   P.S. В дни, когда я писала эту статью, стало известно о гибели Андрея Панина, сыгравшего в спектакле роль Русакова Ивана Гавриловича. Эта роль стала для Андрея Владимировича первой и, к сожалению, последней в жанре аудиоспектакля. Гибель Андрея Панина стала огромной потерей, которую не выразишь избитыми словами…

Анастасия Гнедовская

Вернуться к списку новостей

Copyright ©, 2010-2024. Все права защищены.

buttons