Почему А. Феклистов, А. Балуев, Л. Кулагин и А. Панин завели "Дело № 1937"?
Об этом и о возрождении жанра аудиотеатра в России Planeta.ru поговорила с режиссером Марией Величкиной...
Мария Величкина, актриса, режиссер, автор проекта «БУКВОРЕЧНИК»: аудиоспектакль «Дело № 1937» - третья работа нашего Букворечника. Уже есть два готовых спектакля, в которых участвуют такие мастера жанра, как Дмитрий Назаров и Армен Джигарханян.
- Почему вы решили сейчас работать в жанре аудиоспектакля?
- Свою первую работу я записала, можно сказать, случайно. Это было своего рода звуковое письмо, разложенное по ролям, для совсем близких мне людей. Увлеклась процессом ни на шутку. Ну а потом… меня покорил этот жанр! Глубоко и безнадежно). Меня восхитила его удивительная, волшебная свобода. Только ты – и микрофон. А еще больше я влюбилась в него, когда поняла, насколько раскованным может быть не только момент творчества, но и процесс восприятия готового «продукта»! Ведь отсутствие видеоряда открывает такое пространство для фантазии. Тебе ничего не навязывается. Этой свободы сегодня так не хватает! Мне безумно захотелось продолжить. Я стала внимательно изучать, что сегодня происходит на этом рынке. Поняла: выпускают в основном так называемую «начитку». То есть, один-два актера читают текст. Иногда по ролям. А настоящих спектаклей на прилавках очень мало. Есть, где развернуться)))
- Конкуренцию аудиоспектаклю составляют телевидение, Интернет, кино. Как вытащить оттуда аудиторию?
- А зачем вытаскивать?! Люди сегодня томятся в пробках часами, теряют драгоценное время… Но уши-то у них свободны! Телек, даже если он есть, в машине не посмотришь – опасно. А легкое однообразие радиостанций иногда надоедает.
Ну и потом. Все мы родом из детства. И в этом детстве в каждой квартире была радиоточка, и как минимум час в день там передавали программу «Театр у микрофона». С великими артистами. Очень многие вспоминают об этом с такой ностальгией! Вот на это и надо опираться! Хорошая литература – это наше все! А когда великолепные талантливые умные артисты творят свое чудо в спектаклях (а, поверьте мне, они делают это с огромный удовольствием, даже с наслаждением!), когда есть подлинные эмоции, когда используется сопровождение современной музыки, когда приходит сегодняшний ритм, звучит живой диалог…! Мммм…. Не оторвешься! Если у человека нет времени на чтение книг, давайте талантливо превратим их в аудиоспектакль))). Не просто прочитаем, а проработаем материал и превратим его в Спектакль!
- Вы говорите, что жанр аудиоспектакля понятен для вашего поколения, а как к нему привлечь более молодых людей?
- Вот это большой вопрос! Возможно, главный… Когда я делаю спектакль, то представляю в качестве слушателя своего сына (он как раз из поколения 20-30 летних, - тех, что уже без радиоточек))), монтирую под него, пишу пьесу под него, думаю, зацепит его или нет. Мы стараемся брать за основу литературу, имеющую, как нам кажется, современное звучание. Мы стараемся, чтобы в спектакле обязательно была История, - увлекательная, с драматургией в лучшем ее понимании, чтобы невозможно было оторваться, как от детектива или триллера, чтобы непременно было желание дослушать до конца.
- А молодое поколение актеров может работать в этом жанре?
- Еще как может! Ведь артист, по определению, - это человек, владеющий голосом. А что еще нужно! Хотя, конечно, многие утверждают, что правильная, хорошо поставленная, грамотно ритмованная речь уходит из сегодняшнего арсенала артистов. Может, это и справедливо. Но, если уж это так, - то что проку с этим спорить? Я стараюсь не сетовать, а что-то придумывать). Да и вообще, мне-то кажется, что академические каноны в жанре – это безусловная школа. Но не ткань сегодняшнего дня! Вы, что называется, будете смеяться, но в «Деле №1937» есть три дебютанта (ВНИМАНИЕ) – Андрей Панин, Александр Балуев и Влад Котлярский. Ну, согласитесь, называть этих Звезд молодыми, «начинающими»… даже не смешно! Но, тем не менее, это артисты, которые никогда не работали в академическом жанре радиотеатра и прославились как раз тем, что говорят очень просто, органично. Это – совсем другая эстетика, другой стиль! Академичным его никак не назовешь))). А ведь они творят чудеса, захлестывают своей энергетикой! Я хватаюсь за голову, и не знаю, какой дубль выбрать! Все хороши!!!
- Роман Н. Нарокова «Мнимые величины», по которому вы делаете аудиоспектакль «Дело №1937», актуален для современности?
- О да! Его только надо очень правильно подать. Я в какой-то момент поняла, что, к сожалению, наше название - «Дело № 1937» - может отпугнуть часть аудитории. Ведь 1937-й год ассоциируется у большинства с кульминацией сталинских репрессий. Многие отодвинут от себя эту работу, потому что тема слишком, непомерно тяжела… Но наш спектакль не о репрессиях, не о застенках, не о пытках. Хотя он, конечно, и не легок в восприятии… Это – вымышленная, почти детективная, история о людях, поставленных в дикие обстоятельства того времени. Ее герои не имеют исторических прототипов. Они, в каком-то смысле, обыкновенны для своего времени. Их отношения, проблемы, противостояние... Тоталитарная система давит, калечит, разбивает судьбы, губит... Но… Главная идея спектакля состоит в том, что деспотизм лишь кажется непоколебимой твердыней. Следование сатанинским принципам разрушает и уничтожает людей, но, в конечном итоге, Зло обретает господство лишь на короткое время. У него никогда не хватит силы победить людей с живыми душами.
- А, может быть, тема наоборот будет привлекать, потому что есть много связей, параллелей и ассоциаций с современностью? Молодежь, включившуюся в гражданскую и политическую жизнь, начинают волновать эти темы.
- Я надеюсь, что вы правы. Кстати, все реплики про то, что 1937 отпугивает, я слышала от людей нашего возраста…
- На какой стадии сейчас находится работа над спектаклем?
- Остались запись саундтрека и - тираж. Мы отдали сейчас диски с рабочим материалом участникам, чтобы они послушали и потом, на презентации, готовы были обсудить проект.
- Где вы будете распространять диски с аудиоспектаклем?
- Мы как раз сейчас начали этим заниматься. В магазинах ведь диски почти не покупают. Еще есть проблема в их наценках: выходит такая стоимость, что нам становится стыдно.
- А в Интернете будете выкладывать?
- Да. Мы сделали сайт аудиотеатр.рф, на котором собрано все, что делается сегодня в жанре аудиоспектакля. Там выложен наш спектакль «Ветеринар». Говорят, что скоро откроется русский iTunes. Если это так, то мы будем продавать спектакли и там.
- Вы верите, что краудфандинг будет работать в России?
- Да. Здесь весь вопрос в доверии. А оно придет со временем, обязательно. Могу это утверждать, потому что знаю тех людей, которые рискнули стать первопроходцами, и которые отвечают за честность и надежность работы сервиса! А потом мы все постепенно привыкнем к такому способу сосуществования творцов и их аудитории, и безнадежные (в плане государственного финансирования) проекты получат возможность выжить. И Интернет-пиратство будет нам не страшно. Я абсолютно в этом убеждена, ведь сила нашей «горизонтальной» самоорганизации с помощью Интернета уже начала себя проявлять).
Сама идея мне очень нравится. Ведь это крайне тяжело – просить, искать деньги, поддержку. А тут мы просто заранее продаем свой продукт, всякие приятные для пользователя штуки, которые потом, в случае успеха затеи, могут стать раритетом, редкостью. Все, конечно, немного рискуют. Но, мне кажется, это так в духе наших соотечественников!
- Стоит ли ждать поддержки от государства?
- Не думаю... Ну, надежда, как говорится, умирает последней. А пока она «умирает», будем стараться пробиться к своей аудитории всеми возможными способами и будем надеяться на ее – аудитории - поддержку))).
|